04.07.2021 (17:56)
К Главному военно-морскому параду приурочена выставка Центрального военно-морского музея "Якорь: устройство и символ"
В преддверии Главного военно-морского парада, который состоится в Санкт-Петербурге и Кронштадте 25 июля, в рамках проводимой военно-исторической выставочной деятельности, Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге представил выставку "Якорь: устройство и символ"
«Якорь — устройство для удержания корабля при стоянке на открытой воде» — вот краткое определение якоря энциклопедиями. На первый взгляд, это обыденный предмет морской практики и «примелькавшийся» элемент городского декора. Особенно для петербуржцев. На гербе Санкт-Петербурга их даже два. В морской столице России якоря встречаются повсеместно, в разных видах и формах. Один из самых часто встречаемых экспонатов в нашем музее — тоже якорь.
Выставка позволяет посмотреть на якорь пристальней. Якорь не так уж прост, как может показаться на первый взгляд. Выдающийся писатель и знаток кораблей Джозеф Конрад метко назвал якорь «приспособлением, создававшимся веками, доведенным до совершенства, безупречно отвечающим своему назначению». Но — предела совершенству, как известно, нет, и поэтому в стремлении улучшить конструкцию судового якоря, сделать ее более надежной люди изобретают все новые варианты якоря. Об этом красноречиво говорит число выданных на усовершенствование якоря патентов и авторских свидетельств. На сегодня это число превысило 5000!
Удивительно интересна история якоря как технического устройства — изобретения весьма остроумного и спасительного для кораблей и моряков, ставшего неотъемлемой принадлежностью каждого судна. Нет другого предмета, столь несоразмерно малого по сравнению с выполняемой им огромной задачей.
Устройства, напоминающие нам знакомые очертания якоря — крюка или «кошки», найдены в Юго-Восточной Азии, материал — дерево или тесаный камень, время — 2 тысячи лет до н.э. В средиземноморье, колыбели мореплавания на Западе, подобные конструкции появляются позже — примерно в VII веке до н.э. и уже в железном исполнении.
Слово «якорь» произошло от древенегреческого «анкура» (анк — крюк). Практически во всех европейских языках заметна схожесть в его написании и звучании: ancora (ит.), anchor (англ.), ancre (фр.), anker (нем.), аnker (норвеж.). На Русь слово пришло либо от греков, либо от варягов и трансформировалось в «якорь».
С освоением человеком новых материалов поменялась и технология изготовления якорей. Примерно в VII веке до н. э. в Средиземноморье — средоточии античных цивилизаций — появились железные кованые якоря. К сожалению, практически нет «якорного» археологического материала той эпохи. Железо плохо переносит время. В лучшем случае до нас дошли некоторые находки, например, свинцовые штоки римских якорей I–II веков до н. э. И поэтому остается судить о железных якорях античных времен в основном по нумизматическому материалу.
Изображения якорей на античных монетах уже воспринимаются нами как что-то вполне знакомое и привычное. По этим изображениям можно вполне отслеживать конструктивные изменения якорей.
К XVII веку формируется новая фаза эволюции якоря. И постепенно в этот процесс вовлекается и Россия, начинающая в веке XVIII свое вхождение в клуб морских держав.
В эпоху парусного флота якорь остается важным элементом безопасности мореходства и способствует развитию новых его форм. Корабли могут с помощью якорей передвигаться и против ветра, сниматься с мели, вести бой, стоя на якоре. Сломанный якорь — страшная «болезнь» мореходства той эпохи.
За тысячелетия существования двурогий железный якорь со штоком, названный в конце концов адмиралтейским (общепринятое понятие «адмиралтейский якорь» – Admiralty Pattern Anchor — закрепилось только в 1852 году после конкурса, организованного британским Адмиралтейством), не претерпел каких-то принципиальных изменений со времен императора Тита. Он приобрел более совершенные пропорции, высокое качество изготовления, прочность. Эволюция якоря и якорных устройств происходила в соответствии с потребностями кораблестроения, когда появлялись новые типы кораблей и возникала необходимость в совершенствовании морской практики.
Идеального якоря до сих пор не изобрели. И сегодня инженеры продолжают поиск новых, еще более совершенных конструкций для традиционного флота, особых, предназначенных для использования специальными судами (например, судами технического флота), быстро освобождающихся, даже реактивных. Сохраняется ко всем этим устройствам главное требование — максимальная держащая сила при минимальном весе самой конструкции и, по возможности, максимальной ее простоте и универсальности (годности для любого грунта).
Лишь парусники по-прежнему «верны» адмиралтейскому якорю. При спуске крупнотоннажных кораблей на воду и поныне используются именно адмиралтейские якоря.
Еще более загадочной и увлекательной является история якоря, как одного из древнейших символов цивилизации, знака надежды, удачи и спасения, талисмана, возвращающего домой. Якорь стал объектом поклонения во многих религиях и геральдическим атрибутом. С древнейших времен изображение якоря является символом надежды. С появлением профессии кузнеца железный якорь стал одним из основных его изделий наряду с плугом, топором, мечом, подковой.
Изображение якоря глубоко укоренилось во многих религиях, культах. Якорь стал одним из почитаемых раннехристианских символов, атрибутом Св. Николая Мирликийского, покровителя моряков. Как атрибут профессиональной принадлежности, символ надежды и амулет-оберег (в форме изображений на оружии, памятниках в архитектуре, искусстве вообще) якорь используется многие века вплоть до современности.
На данной выставке мы рассматриваем эволюцию конструкций якорей от простейших «якорных камней» до ставшего «эталонным» якоря Холла и основные этапы развития мирового якорного производства с древних времен до наших дней. Так как выставка формируется из фондов музея и материалы отражают прежде всего развитие отечественного флота и кораблестроения начиная с XVII века, основное внимание уделено периоду XVIII–XX веков.