13.02.2019 (16:48)
Курсанты ВУНЦ ВМФ ознакомились с уникальными материалами Президентской библиотеки по Русско-японской войне
В рамках мероприятий, организованных Главным командованием Военно-Морского Флота России в связи со 170-летием адмирала Степана Осиповича Макарова, а также в честь 115-летия подвига крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», курсанты Военного учебно-научного центра ВМФ ознакомились с уникальными материалами Президентской библиотеки по Русско-японской войне.
Будущие офицеры получили возможность осмотреть коллекцию архивных материалов, мемуаров, периодических изданий и открыток, рассказывающих о событиях 115-летней давности, когда началась Русско-японская война.
Особенный интерес у курсантов вызвала секция «Военные действия», где находится первый в отечественной военно-морской литературе труд, посвящённый четырём русским крейсерам, базировавшимся во время войны во Владивостоке: «Россия», «Громобой», «Рюрик» и «Богатырь». Как пишет автор этой книги Всеволод Егорьев, позже опыт русских крейсерских операций на Дальнем Востоке активно перенимался иностранными моряками. В свою очередь японские военные, готовясь к войне с Россией, выезжали в Болгарию, чтобы исследовать опыт нашей сухопутной армии в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов.
В книге Николая Кладо «Очерк военных действий на море во время русско-японской войны» (1906 г.), которая представлена в коллекции материалов, рассказывается о соотношении сил сторон.
В «Сборнике военно-исторических примеров из Русско-японской войны 1904–1905 годов» (1910 г.) сообщается, что к началу войны Вооружённые Силы России на Дальнем Востоке и в Сибири «при мобилизации могли выставить в поле 110 тыс. человек». При этом они «были разбросаны на фронте до 8 тыс. вёрст». В этих краях имелась одна-единственная линия железной дороги, пропускавшая не больше трёх поездов в день, а некоторым воинским частям для посадки в вагон нужно было пройти пешком около 600 вёрст (одна верста равна 1066 метрам).
Отечественный флот на Дальнем Востоке состоял из 72 боевых судов, тогда как у Японии было 130 кораблей и 262 транспортных судна. Кроме того, японские сухопутные части при мобилизации сразу же могли выставить 480 тыс. человек, не считая 1,5 млн ополченцев и других резервов.
Самым продолжительным сражением Русско-японской войны стала героическая оборона Порт-Артура. Почти весь 1904 год гарнизон защищал единственный русский незамерзающий порт в Тихом океане, бойцы проявляли невероятный героизм.
В «Деле о сдаче крепости Порт-Артур японским войскам в 1904 году» приводится телеграмма коменданта крепости Анатолия Стесселя, обращённая к императору Николаю II: «Великий Государь, Ты прости нас. Сделали мы всё, что было в силах человеческих. Суди нас, но суди милостиво».
Цусимское сражение упоминается в уникальном издании 1910 года «Десять лет из жизни русского моряка, погибшего в Цусимском бою». Речь в нём идёт о лейтенанте Петре Вырубове, который описывал почти каждый свой день в письмах к отцу. «Теперь мы на пороге самых интересных событий. Когда это письмо дойдёт до вас, судьба многих из нас уже решится…», — сообщал он за две недели до боя, в ходе которого пал смертью храбрых на броненосце «Князь Суворов».
Знаменитый крейсер «Варяг» был затоплен, но не сдался неприятелю во время боя в порту Чемульпо. Кстати, уже после войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило командира корабля Всеволода Руднева орденом.
Отдельного упоминания заслуживает деятельность японских бойцов невидимого фронта. Как отмечает Карл Адариди в книге 1907 года «Разведка во время Русско-японской войны», ни в одной из войн последнего времени шпионство не применялось в таких широких размерах. При этом примечательно, что шпионы набирались из числа граждан третьих держав (Кореи и Китая). Секретные донесения доставлялись в косах, подошвах и швах платья.
Книга Петра Кауфмана «Красный крест в тылу армии в Японскую кампанию 1904–1905 годов» рассказывает о том, с какими невероятными трудностями пришлось столкнуться медикам. Красный Крест в России был подготовлен на случай войны на западе, но на востоке, далее Самары, практически не было ни запасов, ни госпиталей, ни сестёр милосердия. Однако вскоре там уже работали 12 госпиталей Красного Креста, семь летучих отрядов, шесть этапных лазаретов и два санитарных поезда...
Отдельная подборка материалов на портале Президентской библиотеки посвящена итогам войны. Среди них — отчёт секретаря мирной конференции в Портсмуте. Переговоры могли пройти в Париже, Лондоне, Гааге или Вашингтоне. Японская сторона предпочла встретиться в США, но в американской столице в то лето было слишком жарко для приёма дипломатов, и был выбран другой город этой страны — Портсмут.
Итоги войны были не слишком обнадёживающими для России. Однако героизм российских солдат не ставили под сомнение ни внутри нашей страны, ни за рубежом.
Департамент информации и массовых коммуникаций