07.02.2018 (20:30)
1 000 000-ым посетителем филиала Центрального Военно-Морского Музея стал житель Ростова-на-Дону.
В Санкт-Петербурге на подводной лодке «Д-2» «Народоволец» (филиале Центрального Военно-Морского Музея) поздравили миллионного посетителя. Им оказался пенсионер из Ростова-на-Дону Шейкин Михаил Николаевич. Заведующий филиала Центрального Военно-Морского Музея «Подводная лодка «Д-2» Кирилл Кондратьев поздравил ростовчанина от имени сотрудников и Военно-Морского Флота. Михаил Шейкин и его сын, к которому он приехал погостить в Санкт-Петербург, стали одними из многих посетителей филиала, среди которых сегодня были нахимовцы, матросы срочной службы и курсанты военных учебных заведений. В залах, а вернее отсеках легендарной лодки-музея, для них были запланированы не только тематические экскурсии, но и встречи с ветеранами Военно-Морского Флота.
Миллионному посетителю от имени начальника Центрального Военно-Морского Музея Руслана Нехая был вручен бессрочный сертификат дающий право на бесплатное посещение Центрального Военно-Морского Музея и всех его филиалов.
Для Михаила Шейкина была организована специальная экскурсия по отсекам уникальной подводной лодки. Экскурсию провел ветеран-подводник капитан 2 ранга Владимир Колыханов. По словам ростовчанина Михаила Шейкина он никогда не был на подводной лодке и всю жизнь трудился в авиационной отрасли. «Я не ожидал, что стану миллионным посетителем подводной лодки «Д-2». Но, даже, если бы не случилось такой удачи, я, все равно, уверен, что испытал бы восхищение, пройдя по отсекам «Народовольца» и услышав историю этой замечательной подводной лодки. Спасибо Военно-Морскому Флоту и руководству Музея за теплые поздравления. Бывая в Санкт-Петербурге, непременно, буду приходить на «Д-2» с особым чувством в сердце».
Справочно:
Главным конструктором подводных лодок I серии (типа «Декабрист») являлся Борис Михайлович Малинин (1889–1949)
Он был одним из тех немногих инженеров, кто еще до Революции 1917 года лично участвовал в постройке подводных лодок. На основе этого опыта и крайне скудных теоретических данных Малинин с группой конструкторов приступил к разработке проектных материалов для постройки первого советского подводного корабля.
5 марта 1927 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде состоялась торжественная закладка первых трех подводных лодок: «Декабрист», «Народоволец», «Красногвардеец».
Первую заклепку в деталь днища головного корабля забил С. М. Киров. На цистерне быстрого погружения подводной лодки укрепили серебряную пластину, в которой как «заведующий постройкой ПЛ» поименован Б. М. Малинин. 3 ноября 1928 года «Декабрист» сошел со стапелей, 19 мая 1929 года была спущена на воду подводная лодка «Народоволец», и 12 октября 1931 года она вошла в состав Морских сил Балтийского моря.
Великую Отечественную войну экипаж лодки Д-2 встретил на Балтийском заводе, куда её перевели для ремонта с Северного флота. Подводники делили тяготы блокадной зимы 1941–1942 годов с ленинградцами. Подводная лодка Д-2 под командованием капитана 3 ранга Р. В. Линденберга свой первый боевой поход совершила с 23 сентября по 4 ноября 1942 года. Уже на следующие сутки после выхода угодила в противолодочную сеть. Дали самый полный ход вперед с одновременным продуванием цистерн главного балласта. Лодка всплыла, но от сети не избавилась. Две ночи (днем погружались, чтобы противник не обнаружил лодку) аварийная партия на волнении в холодную погоду рубила стальные тросы. Работой руководил капитан-лейтенант С. Н. Богорад (впоследствии командир одной из балтийских «щук», Герой Советского Союза). Д-2 прорвалась в Южную Балтику, торпедировала у острова Борнхольм транспорт «Якубус Фрицен», а через пять дней атаковала конвой, в состав которого входили два железнодорожных парома, перевозившие солдат вермахта. Один из этих паромов был серьезно поврежден, погибло более 600 солдат и офицеров. Лодку преследовали противолодочные корабли, в течение четырех часов на нее было сброшено 48 глубинных бомб, но Д-2 благополучно вернулась в Ленинград, где ее встречал сам главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов. А всего на боевом счету лодки – 12 торпедных атак, четыре вражеских транспорта…
До 1956 года Д-2 находилась в составе Балтийского флота. Затем она была выведена из боевого состава ВМФ и переоборудована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть (УТС-6). На этой станции отрабатывались приемы борьбы с поступающей внутрь прочного корпуса подводной лодки водой, пожарами, за живучесть технических средств, а также задачи легководолазной подготовки. В таком качестве подводная лодка прослужила в ВМФ еще 31 год до 1987 года.
Экспозиция Подводной лодки «Д-2»
В первом отсеке размещены казенные части 6 торпедных аппаратов, запасные торпеды, провизионная, кладовая, заместительная и дифферентная цистерны. В отсеке также находятся комбинированный торпедопогрузочный и входной люк, электрические приводы брашпиля и носовых горизонтальных рулей, а также рундуки и подвесные койки команды.
Во втором отсеке помещена первая группа из 60 аккумуляторов, а над ней радиостанция и акустическая рубка.
В третьем отсеке находятся две группы аккумуляторов и над ними жилые помещения и кают-компания офицерского состава. Здесь же установлены корабельные электровентиляторы, размещен камбуз. По бортам и под аккумуляторами – топливные цистерны.
Четвертый отсек отведен центральному посту. Здесь находятся главный командный пункт, уравнительная цистерна и цистерна быстрого погружения, а также главный водоотливной насос и одна из воздуходувок для продувания главного балласта при всплытии.
В пятом отсеке установлена четвертая группа аккумуляторов, окруженная масляными цистернами, над ней – жилое помещение старшин и вторая воздуходувка для всплытия.
Шестой отсек – дизельный. Каждый из двух дизелей мог развивать до 1200 л. с. при 450 об./мин в течение одного часа. Длительная их работа гарантировалась при мощности 1100 л.с. и 425 об/мин. Здесь же размещены разобщительные муфты гребных валов, цистерны смазочного масла, некоторые вспомогательные механизмы, а также специальный входной люк для машинной команды.
В седьмом, кормовом отсеке находятся главные электромоторы и их станции управления, казенные части кормовых 2 аппаратов, комбинированный люк, дифферентная цистерна, рулевые приводы и другие вспомогательные механизмы, а также подвесные койки команды.