24.01.2014 (17:31)
Спортивный подвиг несломленного Ленинграда
Спортивный календарь 1941 года предлагал на воскресенье 22 июня много интересных соревнований: на стадионе имени В.И. Ленина (ныне стадион «Петровский») должны были пройти сразу два футбольных матча чемпионата СССР, на стадионе «Динамо» — легкоатлетические соревнования с участием спортсменов из прибалтийских республик, на реке Невке стартовали гребцы, на Петергофском шоссе — велогонка. Но… соревнованиям не суждено было состояться. С этих дней главным девизом жизни всей страны стал призыв: «Все для фронта! Все для победы!».
Через два месяца после начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, немцы начали мощное наступление на Ленинград. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного города. И было не важно: взрослый ты или ребенок — война касалась всех.
Потерпев неудачу у стен Ленинграда, фашисты стали душить город голодом. 8 сентября 1941 года фашистское кольцо вокруг Ленинграда по суше было сомкнуто. Началась блокада. Город жил без электричества, запасов продовольствия, но ленинградцы продолжали сражаться и работать. Блокада всех сплотила воедино.
Как и всё в стране, военный облик приняла физкультурная и спортивная работа в Ленинграде. В сентябре 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял решение об организации Всеобщего военного обучения трудящихся (Всевобуч). Активную работу развернул ленинградский Спортивный комитет. Для занятий военно-физической подготовкой Всевобучу были предоставлены спортивные площадки, стадионы, выделены высококвалифицированные инструкторы. За годы войны сотни тысяч ленинградцев, почти все, кто был способен носить оружие, прошли подготовку по программе Всевобуча.
Душой и организаторами массовой спортивной работы в блокадном Ленинграде стали начальник Дома Красной Армии полковник Лазарев, руководитель физподготовки Ленинградского фронта полковник С. Павлов, Председатель Горспорткомитета Г.Л.Забелин и начальник отдела физподготовки фронтового Дома Красной Армии А.М. Иссурин. Именно Александр Михайлович Иссурин в 1953 году стал организатором и первым начальником Спортивного клуба Армии Ленинграда.
По инициативе Спорткомитета зародилось замечательное движение «спортсменов-тысячников». Так назвали специалистов физической культуры, каждый из которых брался обучить тысячу и более человек рукопашному бою, метанию гранат, бегу на лыжах, преодолению водных преград с подручными средствами. В ряды «тысячников» пришли известные чемпионы: лыжник Павел Дементьев, гребчиха Тамара Богданова, легкоатлет Виктор Алексеев, гимнаст Олег Бормоткин, лыжница Мария Минина, пловец Владимир Китаев, теннисистка Татьяна Налимова.
В 1942 г., разбившись на бригады, курсанты и преподаватели Курсов Усовершенствования командного состава по физическому образованию выезжали в действующую армию и проводили практические и методические занятия по рукопашному бою, метанию гранат, преодолению препятствий и боевым действиям на лыжах. Одним из руководителей курсов был рекордсмен страны по преодолению 400 метровой полосы препятствий Николай Харламов.
После тяжелейшей холодной и голодный зимы 1942 г. нужно было спасать город от возможного возникновения и распространения инфекций, но еще более пристальное внимание необходимо было уделить физическому и моральному состоянию жителей и защитников блокадного Ленинграда. В этих целях по инициативе Спортивного комитета в городе стали проводиться спортивные соревнования по самой доступной программе. Так, уже 11 апреля 1942 года среди школьников прошли соревнования по гранатометанию и строевой подготовке.
Трудно сказать, кто первым вспомнил тогда о футболе, но Ленгорисполком принял решение о проведении футбольного матча. Так в блокадном Ленинграде 31 мая 1942 года состоялся футбольный матч между командами «Динамо» и Ленинградского металлического завода. Эта игра опровергала слухи, распространяемые вражеской пропагандой. Ленинград жил и даже играл в футбол.
Непросто было набрать 22 человека. Для проведения матча с передовой были отозваны бывшие игроки: вратарь Виктор Набутов (с Невского пятачка), Борис Орешкин (он командовал сторожевым катером), Евгений Архангельский (форвард не раз ходил в разведку под Лиговом), Дмитрий Фёдоров (с Карельского перешейка), Георгий Московцев, Анатолий Викторов (из-под Красного Села), оперуполномоченные ленинградской милиции Валентин Фёдоров, Константин Сазонов, Аркадий Алов, Александр Фёдоров, Михаил Атюшин и ещё несколько футболистов-блокадников.
Из воспоминаний Виктора Набутова: «Я посмотрел на своих товарищей: бледные, осунувшиеся, но все тщательно выбриты и подстрижены. Команда вспомнила свои прежние обычаи: это было законом — на матч выходить, как на парад…» Футболисты понимали, что своей игрой они порадуют ленинградцев и покажут всей стране, что Ленинград жив. Команда «Динамо» почти полностью была составлена из футболистов, выступавших за этот клуб до войны. В то время как заводская команда была разнородной — играли те, кто просто умел играть и кто был достаточно крепок для игры в футбол, ведь сил у голодных жителей Ленинграда еле хватало, чтобы просто передвигаться. Горожан о матче не предупреждали. Болельщиками были раненые из соседнего госпиталя.
Матч в осажденном городе дался нелегко. Многие были истощены, и сам выход на поле дался им с огромным трудом. Так полузащитник «Зенита» А. Мишук, только что выписавшийся из госпиталя после дистрофии, вспоминал впоследствии, что попытка сыграть головой закончилась тем, что мяч сбил его с ног, а подняться без посторонней помощи он уже не смог. «Трудный был матч. После нескольких пробежек появлялась одышка, кружилась голова. Иногда казалось, что вот-вот упадешь без всякого толчка. Но мяч делал свое дело. Он заставлял догонять себя, заставлял прорываться вперед, стремиться к воротам «противника». На трибунах не прекращались восторженные крики, поощрявшие обе команды. К концу первого тайма разыгрались, почувствовали себя крепче, и капитаны команд приняли правильное решение: сократить перерыв до минимума и продолжать игру. Все мы боялись, что, выключившись из темпа, уже не сможем подняться. Даже не присаживаясь, мы выпили по стакану чаю и опять вышли на поле. С честью довели игру до конца. Я близко видел побледневшие лица своих товарищей, игравших из последних сил, слышал их тяжелое дыхание, но никто с поля не ушел. Если кто падал, его сразу поднимали и друзья, и «противники». В перерыве между получасовыми таймами спортсмены даже не садились на траву. Они знали, что сил подняться не будет. «После матча игроки покидали поле в обнимку — так просто было легче идти», — вспоминает о матче один из его участников.
Зачем был нужен этот матч? Ответ прост. Вот отрывок из военного дневника одного из защитников Ленинграда: "Никогда не забуду день, когда в траншеях на Синявинских болотах в 500 метрах от немцев услышал репортаж со стадиона "Динамо". Я сначала не поверил, побежал в землянку к радистам, и они подтвердили: верно, передают футбол. Что делалось с бойцами! Это был такой боевой подъем, что если бы в тот момент был дан сигнал вышибить немцев с их траншей, плохо бы им пришлось!" Факт проведения матча в блокадном городе не остался незамеченным ни нашими, ни немцами. Он вызвал огромный резонанс во всей стране и поднял дух жителей города.
21 июля 1942 г. был проведен Всесоюзный день физкультурника. В разных концах города прошли соревнования, физкультурные смотры. Состоялись показательные выступления в Доме Красной Армии с участием гимнастов, боксеров, штангистов, мастеров рукопашного боя.
Несмотря на сложность обстановки военного времени, с 1942 года в Ленинграде стали проводиться первенства города по различным видам спорта. Так, 6 сентября состоялся первый чемпионат блокадного Ленинграда по лёгкой атлетике: 262 спортсмена соревновались на стадионе имени Ленина по несложной программе. Состязания проходили увлеченно, хотя результаты, конечно, были невысокими. Но само по себе проведение в эту пору чемпионата города было настоящим героизмом.
Задача по более быстрому возвращению в строй раненых из госпиталей Ленинграда стояла перед 36 запасной стрелковой дивизией, состоявшей из II батальонов выздоравливающих, 4 стрелковых полков, артиллерийского и приемно-распределительного батальона. Дивизия стала основным учебным и спортивным центром Ленинграда. Личный состав был непостоянным и достигал иногда нескольких десятков тысяч человек. Командование дивизии генерал-майор Я. Быстров и начальник физподготовки майор Н. Гульбатов собрали к 1942 году лучших спортсменов города, опытных специалистов, которые возглавили всю учебную и спортивно-массовую работу дивизии. В их числе были теннисист Е.Кудрявцев, гимнасты Н.Серый и О. Бормоткин, легкоатлеты Р.Люлько, Е.Миронов, Л.Сеньков. М.Зебрин, футболисты Г.Гостев, К.Окунь, фигурист И.Богоявленский, штангист А.Петров, боксер Г.Гаврилов борец И.Васильев, лыжница Е.Можайская, гребец и лыжник Е.Салтыков. Более 100 тренеров и инструкторов с высшим физкультурным образованием работали в воинских подразделениях дивизии. За месяц-два занятий они умудрялись превратить тысячи исхудавших, ослабевших людей в сильных, выносливых бойцов. За три года из батальонов выздоравливающих Ленинградскому фронту было возвращено свыше 600 тысяч солдат и офицеров. Все они в разные периоды блокады становились участниками соревнований, спортивных праздников, показательных выступлений, проводимых в масштабе дивизии, фронта, города. Спортивные состязания поднимали у бойцов и командиров боевой дух, укрепляли веру в победу над врагом, заряжали оптимизмом, стремлением к наступательным действиям. Ну, а гитлеровцы убеждались, что силы горожан и воинов неистребимы, что «мертвый» город невозможно уничтожить ни голодом, ни бомбежками, ни обстрелами.
Отчаянно сражались на Ленинградском фронте партизанские отряды студентов и преподавателей института физической культуры им. Лесгафта. Знаменитый отряд «Чёрная смерть», который совершил немало рейдов в тыл врага, возглавлял заведующий кафедрой велоконькобежного спорта, заслуженный мастер спорта СССР Дмитрий Косицын, погибший в июле 1942 г.
Первый партизанский отряд возглавил известный ленинградский бегун, мастер спорта, участник войны с белофиннами Евгений Миронов — преподаватель кафедры лёгкой атлетики. Он был участником большинства соревнований военного времени.
Удивительные примеры мужества и воли явили ленинградские пловцы: марафонец, краснофлотец Юрий Курило за 11,5 часов около тридцати километров проплыл по осенней холодной Ладоге с донесением, чтобы спасти товарищей-десантников.
Заслуженный мастер спорта Александр Шумин руководил школой по подготовке специалистов для обучения войск плаванию и переправам вплавь. В этой школе работали многие известные пловцы Ленинграда. На прудах стадиона им. Ленина и в озерах на плотах, лодках и подручных средствах учились воины переправлять пулеметы, орудия и другую военную технику в условиях, приближенных к боевым. Александр Шумин умело организовывал переправы частей и подразделений через Неву в районе Невского пятачка и на других участках Ленфронта.
Мастер спорта СССР, рекордсмен страны на 400 и 1500 м вольным стилем Петр Голубев был курсантом ленинградского военно-морского училища им. Ф.Э.Дзержинского и с начала блокады Ленинграда нес боевую службу на острове Сухо. Летом 1942 г. во время одного из боев с противником, подошедшим к острову, была потеряна связь с базой. Двадцать километров проплыл Голубев по суровой Ладоге, чтобы доставить боевое донесение. Жизнь отважного спортсмена оборвалась в сентябре 1942 года во время боев у Московской Дубровки.
Замечательную страницу в историю блокады вписал заслуженный мастер спорта Леонид Мешков. Он 13 раз превышал мировые рекорды плавания брассом (5 из них после 1947 года, когда СССР вступил в международную федерацию плавания). В 1941 году Леонид добровольцем ушел на фронт и был направлен в подразделение разведки одной из частей ленинградского фронта, где и совершил свой подвиг. На Лужском оборонительном рубеже завязались ожесточенные бои, командованию срочно понадобились сведения о дислокации сил противника. Несколько попыток переправить разведывательные группы на плотах не увенчались успехом, и тогда это было поручено пловцам — старшему сержанту Л. Мешкову и его товарищу Н.Кулакову. Спортсмены под покровом ночи переплыли быструю Лугу и добыли необходимые сведения, однако на обратном пути их обнаружили немецкие посты и открыли по ним огонь. Кулаков был тяжело ранен и потерял сознание. Мешкова ранили в правую руку, она перестала действовать, но он взвалил на плечи товарища и, подхватив его, бросился в воду. Плыть разведчик мог только с помощью ног. Он сохранил жизнь не только себе, но и Кулакову, выполнив приказ командования и доставив необходимые сведения.
Ленинградские яхтсмены добровольцами вступали в Краснознаменный Балтийский флот. Благодаря отличному знанию театра военных действий, они оказались незаменимыми помощниками во всех десантных операциях. Много славных дел по боевому использованию спортсменов-парусников в годы войны связано с именем контр-адмирала Юрия Алексеевича Пантелеева — мастера спорта СССР, яхтсмена, заместителя командующего внутренней обороной города по морской части. Из лучших яхтсменов, несущих службу в частях и подразделениях флота, создали специальный отряд. На яхтах, буерах, швертботах и мелких моторных судах подвозили боеприпасы, переправляли в Кронштадт раненых, охраняли фарватеры и вели разведку. Чемпион страны, мастер спорта И.Матвеев с товарищами О.Мясоедовым и Ф.Богдановым с ювелирной точностью осенью 1941 г. вывели в запланированное место катера с десантниками.
Зимой яхтсмены на буерах на высокой скорости, скользя по Финскому заливу, уничтожали пулеметным огнем мины противника, вели ледовую разведку. Когда по льду Ладоги пошли первые гужевые обозы и машины с продовольствием для Ленинграда, буеристы под командованием яхтсмена лейтенанта И.Сметанина несли дозорную и разведывательную службу на флангах трассы, предупреждали водителей о проталинах, подвозили горючее к машинам.
Суровые испытания в холодную осень и зиму 1941-1942 гг. выпали на долю ленинградских альпинистов — Михаила Боброва, Ольги Фирсовой, Александры Пригожевой, Алоиза Зембы, участвовавших в маскировке высотных доминант Ленинграда — Исаакиевского, Петропавловского, Никольского соборов, Адмиралтейства, Инженерного замка.
18 января 1943 года советским войскам удалось освободить «коридор» шириной 8-11 км. Блокада была прорвана. В считанные дни была проложена железная дорога, и в Ленинград пошли поезда с продовольствием, медикаментами и строительными материалами.
После прорыва блокады спортивная жизнь города еще больше оживилась. В эстафетах, кроссах, гонках, личных и командных первенствах принимали участие все больше и больше спортсменов и физкультурников. В 1943 году в Ленинграде возобновили работу 17 спортивных обществ и 211 коллективов физкультуры. Стартовали чемпионаты Ленинграда по шахматам, боксу, баскетболу и другим видам спорта.
В воскресенье 9 мая 1943 года была организована традиционная эстафета. Бегуны стартовали на Дворцовой площади, пробежав 1100 метров по Невскому проспекту, они передавали эстафету (планшетку) бегунам, одетым в противогазные костюмы, их сменяли велосипедисты, потом мотоциклисты, затем следовали другие военизированные этапы. Перед финишем участники преодолели полосу препятствий. Среди мужских команд победил коллектив Дома Красной Армии, среди женских — спортсменки «Динамо».
27 января 1944 года город был окончательно освобожден от вражеской блокады. В едином строю со всеми защитниками Ленинграда этот подвиг совершили и спортсмены Города-Героя.
На снимке: Михаил Михайлович БОБРОВ — выпускник Военного института физической культуры, Заслуженный тренер России, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, Заслуженный работник физической культуры России, Мастер спорта, спортивный арбитр всесоюзной и международной категорий, Президент Федерации современного пятиборья Санкт-Петербурга, действительный член Российской академии туризма и Русского географического общества, в годы войны — спортсмен-альпинист, боец горнострелкового отряда — принимает факел петербургского этапа эстафеты олимпийского огня «Сочи-2014».
Пресс-служба Спортивного клуба Армии Санкт-Петербурга