24.12.2012 (22:00)
Заместитель Министра обороны Российской Федерации Анатолий Антонов рассказал об итогах работы военного ведомства в рамках международной деятельности в 2012 году и задачах на 2013 год
Международная деятельность Минобороны России является частью общих созидательных усилий по модернизации Вооруженных сил, по укреплению международной стабильности, а значит – цементированию национальной безопасности России.
Как отметил в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В.Путин, в мире 21 века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. В этом контексте мы видим одну из главных своих задач – сделать такими Вооруженные Силы, которые способны обеспечить России суверенитет, уважение партнеров и прочный мир.
Будучи важной частью внешнеполитического курса страны, международная деятельность Минобороны России нацелена на укрепление глобальной и региональной безопасности, на отказ от конфронтации, на эффективное противодействие современным вызовам и угрозам, на создание благоприятных условий для поступательного социально-экономического развития страны.
Прошедший год был непростым для Вооруженных Сил России. Работа была сконцентрирована на решении конкретных задач по их модернизации, по решению социальных проблем, по оснащению частей и соединений современными вооружениями и военной техникой.
Что касается международного фона, на котором Вооруженные Силы России решали свои задачи, то его можно охарактеризовать одним словом – нестабильность. Получили развитие тенденции к нарастанию роли силы в разрешении международных проблем. В этом контексте еще актуальнее становятся слова Президента России В.В.Путина о важности укрепления Вооруженных Сил страны.
Эти тезисы постоянно развивались в серии статей российского Президента в начале этого года, в его Послании Федеральному Собранию и, наконец, в материалах пресс-конференции по итогам уходящего года.
Каковы сегодня приоритетные задачи международной деятельности российского военного ведомства?
В первую очередь, это обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для продолжения модернизации Вооруженных Сил.
Во-вторых, укрепление взаимодействия и совместимости Вооруженных Сил России с ВС наших союзников и партнеров на пространстве СНГ, в первую очередь в формате ОДКБ.
В-третьих, развитие прагматического партнерства и снятие раздражителей во взаимоотношениях со странами НАТО.
В-четвертых, наращивание стратегического партнерства с Китаем, Индией, странами АТР, государствами Латинской Америки и Африки.
В-пятых, продвижение национальных интересов в рамках военно-технического сотрудничества и содействия в военном строительстве.
В-шестых, поиск адекватных ответов на новые вызовы и угрозы, повышение эффективности реализации соглашений и договоренностей в области разоружения, нераспространения и контроля над вооружениями.
И, наконец, формирование позитивного международного имиджа российских Вооруженных Сил.
Наше международное военное сотрудничество носило многовекторный характер. Мы строили отношения с партнерами на основе открытости, честного, взаимоуважительного и взаимовыгодного сотрудничества. Будем так работать и дальше. Раcсчитываем, что это укрепит взаимное доверие, которое пока остается дефицитным ресурсом.
В 2012 году главные усилия в нашей работе были сосредоточены на закреплении союзнических отношений с вооруженными силами государств СНГ (прежде всего с участниками ОДКБ). Принципиальную важность в этом контексте имеют последние решения лидеров государств ОДКБ, принятые на саммите в Москве на прошлой неделе.
В рамках ОДКБ подписаны 23 соглашения по вопросам региональной безопасности и созданию системы кризисного реагирования. В работе с этой организацией приоритет отдается повышению боеспособности национальных вооруженных сил, унификации используемого вооружения, а также способов управления войсками.
В уходящем году получили дальнейшее развитие двусторонние отношения с отдельными странами ОДКБ.
С Белоруссией в этом году мы в полном объеме реализовали мероприятия, предусмотренные планами по обеспечению безопасности Союзного государства. Основные усилия были направлены на повышение готовности региональной группировки войск, создание материальной основы ее функционирования и применения в мирное и военное время за счет совершенствования систем связи, боевого управления, комплексного развития средств ПВО.
С Министерством обороны Казахстана наращивали усилия по развитию стратегического партнерства для придания нашим отношениям нового уровня интеграции. В первую очередь, необходимо отметить вопросы создания единой системы ПВО, совершенствование военно-технического сотрудничества и интеграцию военно-промышленного комплекса двух государств.
В 2012 году подписаны соглашения по закреплению правового статуса пребывания российских военных баз в Киргизии и Таджикистане. Это не просто международное военное сотрудничество. Наши военные объекты на территории этих государств – часть общегосударственных отношений, гарант национальной независимости и суверенитета принимающих государств. Эти соглашения подтверждают обоюдное стремление развивать союзнические отношения на длительную перспективу.
Особое значение для нас и стран Центральной Азии данные соглашения имеют в контексте предстоящего вывода международных сил НАТО из Афганистана. Возможность совместного реагирования на потенциальные угрозы безопасности в этом регионе, вблизи российских границ, может стать весьма актуальной.
Отдельно хотели бы отметить договоренности по юридическому закреплению российского военного присутствия на территории других стран СНГ, а также в Абхазии и Южной Осетии.
Постоянно уделяем серьезное внимание вопросам предотвращения ремилитаризации Грузии. Эту тему мы постоянно поднимали как в двусторонних контактах с западными партнерами, так и на многосторонних форумах. Министр обороны России и начальник Генерального штаба ВС России неоднократно отмечали опасность поставок вооружений в эту страну.
В уходящем году мы продолжали наращивать контакты с украинскими коллегами. Особое внимание уделяли базовым соглашениям по пребыванию российского Черноморского флота в Крыму. Не все проблемы пока решены. В ближайшей перспективе рассчитываем выйти на конкретные результаты. Мы также расширили взаимодействие по совместному использованию военной инфраструктуры на территории Украины, проведению совместных учений и тренировок. В этом году впервые в военные учебные заведения России были приняты на обучение 35 украинских курсантов.
Одним из конкретных совместных проектов должно стать участие российских и украинских военнослужащих в борьбе с пиратством в районе Африканского Рога. Соответствующие договоренности готовятся.
К сожалению, нам не удалось достичь договоренностей с нашими азербайджанскими партнерами о продлении срока аренды РЛС в Габале. Хотел бы подчеркнуть, что на обороноспособность нашей страны такое развитие событий не повлияет.
В уходящем году укреплялись связи с вооруженными силами и других государств, а также взаимодействие с международными организациями. Активно проводились совместные учения и тренировки. Всего было проведено 24 мероприятия различного уровня как с отработкой совместных действий подразделений, так и в формате командно-штабных тренировок.
Осуществлялось изучение иностранного опыта военного строительства и общемировых тенденций перевооружения армии, шло наращивание разностороннего военно-технического сотрудничества. Взаимополезными были заходы наших кораблей в иностранные порты – 42 визита. В свою очередь, мы приняли 29 корабля с ответными визитами.
В настоящее время Минобороны России осуществляет военное сотрудничество с 76 иностранными государствами.
За последние 5 лет были подписаны 35 новых двусторонних международных соглашений о военном сотрудничестве. Из них только с государствами-участниками СНГ – 18.
В этом году мы подписали два соглашения по военному сотрудничеству с Марокко и Бразилией. Эти государства играют важную роль в региональных делах, и мы рассчитываем на взаимовыгодное взаимодействие.
Расширяются программы набора на обучение в российские военные учебные заведения иностранных курсантов, в том числе и на безвозмездной основе. Всего в ВУЗах России обучаются 5800 иностранных курсантов, из них 90% – безвозмездно.
Хотел бы также отметить наращивание усилий на африканском направлении. Интенсифицируются контакты с нашими традиционными партнерами в Африке. В этом году мы принимали высокопоставленные делегации военных ведомств Экваториальной Гвинеи и ЮАР. Провели продуктивные дискуссии с представителями ряда африканских стран.
Расширяются контакты с военными ведомствами стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В первую очередь, это военные ведомства Индии, Вьетнама, Лаоса, Пакистана, Индонезии, Брунея. В этом году создан хороший задел, и мы намерены эти отношения наращивать.
Особое значение придаем российско-китайскому военному и военно-техническому сотрудничеству. В ходе последних контактов нашим странам удалось закрепить положительную динамику двустороннего взаимодействия.
Важнейшим аспектом военного сотрудничества c Китаем являются совместные учения (в том числе с участием вооруженных сил стран-членов ШОС). На территории Таджикистана в июне с.г. успешно проведено очередное учение «Мирная миссия».
Необходимо отметить проведенное в апреле 2012 г. в Желтом море первое российско-китайское военно-морское учение «Морское взаимодействие». Намерены продолжать практику таких учений и в дальнейшем.
Высоко оцениваем уровень военно-технического сотрудничества с Республикой Индией.
Оно осуществляется на плановой основе в соответствии с решениями Российско-Индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству.
В военной сфере необходимо отметить успешное проведение в августе 2012 г. на территории Российской Федерации очередного российско-индийского учения антитеррористической направленности «Индра». Регулярно проводятся российско-индийские военно-морские учения.
28 ноября с.г. отряд кораблей Тихоокеанского флота во главе с большим противолодочным кораблем «Маршал Шапошников» осуществил заход в порт Мумбай и принял участие в совместном с ВМС Индии учении по борьбе с пиратством.
Активизировали в этом году взаимодействие с Южной Кореей и Японией. Россию с визитом посетил начальник Объединенного штаба ВС Японии генерал Сигэру Ивасаки, что способствовало приданию нового импульса откровенному обсуждению региональных проблем. Хорошо зарекомендовали себя контакты по линии Генеральных штабов двух стран в формате штабных переговоров.
После определенного перерыва мы возобновили взаимодействие с партнерами из Минобороны КНДР. Рассчитываем на его продолжение.
Хорошие перспективы видим в развитии военного сотрудничества не только с нашими традиционными партнерами, но и новыми государствами в Центральной и Латинской Америке. В первую очередь, это Куба, Никарагуа, Венесуэла и Перу. Мы открыты для налаживания отношений и с другими странами.
Несколько слов о двусторонних контактах Минобороны с военными ведомствами европейских стран.
В качестве примера успешного взаимодействия можно привести Германию, Францию и Италию. Помимо целого ряда известных совместных проектов в области военно-технического сотрудничества, в течение прошедшего года мы активно вели обмен передовым опытом построения военной организации.
Что мешает более продуктивному взаимодействию с европейскими странами? Здесь целесообразно обозначить три фактора:
– взаимное недоверие времен «холодной войны»;
– мнимая «атлантическая солидарность», которая иногда принимает карикатурные формы и приводит к отказу от взаимовыгодных двусторонних проектов;
– серьезные бюрократические сложности со стороны партнеров по реализации совместных проектов, особенно в сфере ВТС. Создается впечатление, что ограничения времен «холодной войны» продолжают существовать.
Не менее чем двусторонние контакты для нас важны взаимоотношения с Североатлантическим альянсом.
После кризиса 2008 года российско-натовские отношения возобновились. Приоритет отдаем проектам, имеющим взаимовыгодный характер и практическую ценность. Нам интересен опыт НАТО в проведении преобразований в оборонной сфере, поиске эффективных форм использования финансовых средств, выделяемых на оборону. Площадка СРН востребована для доведения наших озабоченностей, продвижения альтернативных взглядов на решение проблем безопасности.
Мы провели достаточное количество совместных мероприятий, ориентированных на получение практических результатов. Например, на повышение эффективности действий нашего флота в борьбе с пиратами. Здесь без взаимодействия с партнерами нам было бы сложно обеспечить контроль всей зоны конфликта. Благодаря налаженному обмену информацией в выигрыше и мы, и партнеры из стран НАТО. Необходимы контакты и в более простых ситуациях, например, в оказании помощи заболевшим и раненым. Все это работает на сохранение жизни и здоровья наших моряков.
Хотел бы также особо отметить совместные учения по спасанию на море, решению вопросов топливной совместимости.
Отдельного внимания заслуживает тема открытости военной деятельности. Этот вопрос постоянно поднимают наши западные партнеры. В первую очередь, это связано с реликтом «холодной войны» – Договором об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ).
Этот договор не отвечает интересам военной безопасности нашей страны. В 2007 году Президент России В.В.Путин принял решение о приостановке действия ДОВСЕ для нашей страны. Парадокс ситуации в том, что соглашение, которое подписано 36 странами, мгновенно утратило смысл для всех после российского решения о моратории на его исполнение.
Сегодня много разговоров о будущих договоренностях по проблемам контроля над обычными вооруженными силами в Европе. Мы не против такого обсуждения. Однако в самом начале надо найти ответ на вопрос – как новые договоренности будут способствовать реализации на практике принципа равной и неделимой безопасности, как они смогут улучшить общую ситуацию в Евро-Атлантике.
С Договором по открытому небу также не все однозначно. Например, разрешенная квота наблюдательных полетов над Россией и Белоруссией составляет 42 полета в год. Квота полетов над территорией США – такая же. Однако желающих проинспектировать нас в несколько раз больше, чем полетать над США.
Тема ПРО во многом определяет перспективу наших отношений с альянсом и США.
В мае с.г. Минобороны России провело международную конференцию по ПРО. В ее работе принимали участие более 200 представителей военных ведомств зарубежных государств. В выступлениях начальника Генерального штаба ВС РФ, ведущих экспертов Минобороны России были даны развернутые оценки нашего видения ситуации, к которой приводит масштабная реализация планов создания ПРО в Европе. По нашему мнению, эта система имеет глобальный охват и угрожает российским силам сдерживания, и мы будем вынуждены разрабатывать меры противодействия, часть которых была изложена в выступлении Президента Российской Федерации от 23 ноября 2011 г.
Весьма показательно, что за полгода, которые прошли после проведения конференции, мы не получили ни одного предложения от партнеров обсудить нашу аргументацию.
Мы намерены продолжать эту работу на экспертном уровне, как это предусмотрено в заявлении президентов России и США по итогам встречи в Лос-Кабосе. Будем последовательно разъяснять, какие последствия может иметь реализация планов по ПРО.
Непросто складывается работа по ПРО в рамках Совета Россия-НАТО. По сути, не удалось выполнить поручения заседания СРН на президентском уровне, которое состоялось в Лиссабоне. За исключением одного элемента – возобновления сотрудничества по ПРО ТВД, по остальным направлениям результатов нет.
В марте 2012 года в ФРГ проведено компьютерное командно-штабное учение по ПРО. Расцениваем его результаты положительно. Выводы экспертов подтверждают правильность сделанных нами предложений по возможной архитектуре ПРО в Европе. К сожалению, партнеры фактически блокируют согласование отчета о результатах КШУ.
Продолжалась работа по выполнению нового Договора о СНВ. В соответствии с требованиями Договора российские объекты были подготовлены к инспекциям. Всего в настоящее время проведено 64 инспекции, из них 34 – российскими инспекционными группами. Осуществляется необходимый информационный обмен. Мы удовлетворены совместной работой с США по реализации Договора о СНВ.
Отдельно хотел бы остановиться на проблеме миротворчества. Сегодня Российская Федерация в рамках системы соглашений ООН имеет обязательства направлять воинские контингенты в поддержку миротворческих усилий в различных регионах мира. Почти 80 военнослужащих проходят службу в миссиях военных наблюдателей ООН в Западной Сахаре, Конго, Судане и других странах.
До марта с.г. 147 российских вертолетчиков находились в Судане, обеспечивая процесс разделения этого государства. После обострения обстановки в этой стране, нескольких случаев, когда жизнь российских военнослужащих была под угрозой, Президентом Российской Федерации было принято решение о выводе российской авиационной группы. Последние события в этой стране, повлекшие гибель работавших по контракту с ООН российских вертолетчиков, еще раз подтвердили необходимость детального анализа условий, в которых российским военнослужащим предстоит выполнять миротворческие задачи.
Еще один аспект международной деятельности Минобороны – работа с военно-дипломатическим корпусом, аккредитованным при посольствах в Москве. Сегодня в столице работают более ста аппаратов военных атташе, которые должны иметь возможность получать официальные данные о деятельности ВС России. В год мы проводим более 15 мероприятий для всех ВАТ, включая встречи с руководством Минобороны, посещение воинских частей и объектов.
Наконец, 20 декабря в Культурном Центре Вооруженных Сил состоялся новогодний бал для военно-дипломатического корпуса. Мероприятие посетил Министр обороны Российской Федерации С.К.Шойгу.
Таким образом, в 2012 году международное военное сотрудничество имело разносторонний характер и было ориентировано на обеспечение решения приоритетных задач, поставленных руководством страны перед Минобороны России.
В 2013 году в качестве приоритетного направления нашей работы сохраним укрепление отношений в рамках СНГ и ОДКБ.
Будем наращивать двустороннее военное сотрудничество. Министр обороны утвердил план нашей работы на 2013 год, в январе приступим к его реализации.
Продолжим взаимодействовать с МИД России и другими ведомствами по обеспечению экспертной поддержки решения проблем ПРО, формированию нового механизма контроля над вооружениями в Европе, обеспечению безопасности в АТР. Особое внимание будем уделять проблемам Арктики и безопасности на Ближнем Востоке.
Видео предоставлено Телеканалом «ЗВЕЗДА» (18+)