Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

06.09.2012 (12:34)

В Санкт-Петербурге состоится открытие выставки одной картины — «Смерть Багратиона»

Старейший военный музей России — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, находящийся в Санкт-Петербурге, продолжает цикл выставочных проектов и мероприятий, посвященных 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г. 7 сентября здесь состоится открытие выставки одной картины — «Смерть Багратиона» художника Валентина Мелик-Агамиряна.

Автор картины — художник Валентин Мелик-Агамирян родился в 1984 г. в Москве. В 2003 г. с отличием окончил Академический художественный лицей им Б.В. Иогансона и был принят в Санкт-Петербургский государственный академический Институт имени Репина.

С 2005 по 2012 г. он под руководством академика и действительного члена Российской академии художеств (РАХ) Александра Быстрова участвовал в проектах по созданию мозаичных панно для петербургского метрополитена, среди которых станции «Комендантский проспект», «Волковская», «Международная» и др. За одиннадцать лет профессионального обучения Валентин Мелик создал более 600 произведений и выиграл ряд художественных конкурсов. Его работы украшают стены художественных галерей и находятся в частных коллекциях в Нью-Йорке, Москве и Санкт-Петербурге.

В 2010 г. художник создал монументальное полотно «Ранение Багратиона», ставшее его заключительной работой в институте им. Репина. В том же году картина была представлена на Дипломной выставке в Рафаэлевском зале Научно-исследовательского музея Академии художеств.

Выбор сюжета дипломной картины был обусловлен в первую очередь стремлением если не воскресить, то хотя бы напомнить в своей работе о возвышенных идеалах прошлого. Ключевой фигурой картины стал героически погибающий генерал Багратион — классический образ благородного воина, жертвующего собой во имя победы. По сути, «Ранение Багратиона» — это манифест художника о понятиях долга, чести и достоинства через изображение события мирового исторического масштаба. Следующая крупная работа — «Смерть Багратиона», написанная спустя два года, стала продолжением избранной художником темы.

Один из последних выпускников мастерской вице-президента РАХ, академика А.А. Мыльникова художник находился под впечатлением от творчества монументалистов старшего поколения и во многом на них ориентировался. Картина «Смерть Багратиона» — великолепный образец современной монументальной академической живописи, в которых отражается влияние, называемое сейчас «школой Быстрова».

Историческая справка:
В сражении при Бородино 2-я армия генерала от инфантерии, князя Петра Ивановича Багратиона (1765-1812) составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки армии Наполеона. К 11-му часу утра Наполеон сконцентрировал против Багратионовых флешей около 45 тыс. пехоты и кавалерии и почти 400 орудий. Эту решающую атаку русская историография называет 8-й (а французы – 4-й).

Багратион, видя, что артиллерия флешей не может остановить движение французских колонн, возглавил всеобщую контратаку левого крыла, общая численность войск которого составляла приблизительно лишь 20 тыс. человек. Натиск первых рядов русских был остановлен и завязался жестокий рукопашный бой, продолжавшийся более часа. Перевес склонялся на сторону русских войск, но во время перехода в контратаку раненый осколком ядра в бедро Багратион упал с лошади и был вывезен с поля битвы. Осколок ядра раздробил генералу большеберцовую кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался.

Весть о ранении Багратиона мгновенно пронеслась по рядам русских войск и оказала огромное воздействие на русских солдат. Командование 2-й армией принял на себя генерал П.П. Коновницын. На следующий день Багратион упомянул в своём донесении царю Александру I о ранении: «Я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту Отечества и августейшего престола…»

Полководец был перевезён в имение своего друга, также участвовавшего в Бородинской битве генерал-лейтенанта князя Б.А. Голицына (его жена приходилась четвероюродной сестрой Багратиону, а их сын, Н. Б. Голицын был его ординарцем), в село Сима Владимирской губернии. 25 сентября 1812 г. князь Пётр Иванович Багратион умер от гангрены, спустя 18 дней после ранения.

В этот же день в музейную экспозицию возвращается после длительной реставрации макет «Отражение второй атаки французов на батарею Раевского в сражении при Бородино», созданный из сотен оловянных солдатиков. Макет разрабатывался в 1957-1959 гг. еще молодым тогда сотрудником музея, а сейчас Заслуженным работником культуры РФ, старшим научным сотрудником Л.К. Маковской. Макетчики – известный историк-коллекционер О.В. Харитонов и Т.Я. Черных. В 2012 г. макет прошел комплексную реставрацию в стенах музея (научный консультант – Е.И. Юркевич, реставраторы – О.П. Платонова и Е.С. Иванова, авторы фигур – В.Ф. Мезенев и П.К. Корнаков).

Историческая справка:
Основные атаки Наполеон направил на центр и левый фланг русской позиции — батарею Раевского (известна также как Центральная, Курганная или Шульмановская по фамилии командира занимавшей высоту 26-й артиллерийской бригады полковника Шульмана) и Семеновские (Багратионовы) флеши. Вместе с пехотой и кавалерией насмерть дрались с врагом и артиллеристы, выполняя приказ, данный перед сражением начальником артиллерии русской армии генерал-майором Александром Ивановичем Кутайсовым (1784–1812).

Трижды атаковали французы батарею Раевского и дважды были оттуда выбиты. Во время второй контратаки погиб А. И. Кутайсов. Тело его после боя так и не было найдено — на русские позиции вернулся только конь Александра Ивановича с окровавленным седлом. Отличился в схватке за батарею и В. Г. Костенецкий, к тому времени уже генерал-лейтенант. Взяв банник, как и при Аустерлице, он вместе с рядовыми артиллеристами яростно крушил им атакующих французов.

Две пехотные и две кавалерийские дивизии французов с трудом смогли сломить сопротивление ее защитников, истекавших кровью. Впрочем, благодаря массированному огню русской артиллерии противник к исходу дня вынужден был оставить батарею.

Адрес музея: г. Санкт-Петербург, Александровский парк, 7 (Станция метро «Горьковская»)

Пресс-служба Западного военного округа
Новости по теме:

Метки:
Западный военный округ , Культура , Социальное развитие , 1812 год
1 2 3 4 5
-Не проголосовано-
Оцените информацию на данной странице
Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в twitter Опубликовать ВКонтакте Опубликовать в FaceBook
Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false