19.10.2012 (18:13)
25 лет назад на боевое дежурство заступил первый ракетный полк боевого железнодорожного ракетного комплекса
20 октября 1987 года в г. Костроме на боевое дежурство заступил первый ракетный полк боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) под командованием подполковника В.Ю. Спиридонова.
БЖРК конструктивно представлял собой железнодорожный состав из двух-трех тепловозов и специальных (по внешнему виду рефрижераторных и пассажирских) вагонов, в которых размещались транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) с межконтинентальными баллистическими ракетами, пункты управления пуском, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав и системы жизнеобеспечения. Боевое дежурство БЖРК и пуск ракет осуществлялись как на пунктах постоянной дислокации, так и на маршрутах боевого патрулирования (МБП), в качестве которых использовались участки железных дорог общего пользования. Структура построения БЖРК, состав систем и средств поддержания комплекса в требуемых степенях боевой готовности обеспечивали эксплуатацию и боевое применение БЖРК как в составе комплекса, так и отдельными частями (автономными пусковыми модулями). Высокая мобильность БЖРК достигалась возможностью его оперативной передислокации по МБП. Способность БЖРК рассредоточиваться и его мобильность обеспечивали неопределенность местоположения комплекса на МБП, что являлось основой высокой живучести БЖРК в войне с применением как обычных, так и ядерных средств поражения. Конструктивные и технические решения, заложенные в БЖРК, позволяли обеспечить длительное боевое дежурство и жизнедеятельность дежурных сил в автономном режиме за счет возимых запасов горюче-смазочных материалов, продовольствия, воды и автономных источников электроэнергии.
Работы по созданию БЖРК с ракетой РС-22 (SS-24 «Scalpel») начались в середине 1970-х гг. Разработчик — КБ «Южное» (г. Днепропетровск, Украина), генеральный конструктор — В.Ф. Уткин. Сборка БЖРК осуществлялась на Украине — в г. Павлограде. Летные испытания ракеты производились в 1985-1987 гг. в НИИП-53 в г. Мирный, всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Комплекс был принят на вооружение 28 ноября 1989 года. Всего было развернуто три ракетные дивизии (под Костромой, близ Красноярска и около Перми). В их составе находилось 12 полков-поездов. Все они были оснащены 36-ю ракетами, каждая из которых несла 10 мощных ядерных боезарядов.
По истечении гарантийных сроков эксплуатации созданных на Украине ракет РС-22 и железнодорожного комплекса в целом было принято решение об их ликвидации. В настоящее время БЖРК полностью выведены из состава РВСН. 12 августа 2005 последний поезд БЖРК Костромской ракетной дивизии был снят с боевого дежурства. Состав был направлен на базу хранения в Пермскую область. Пусковые установки БЖРК ликвидировались на центральном ремонтном заводе РВСН в Брянске, ракеты — на предприятии в Перми.
Как ранее заявлял командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев, в настоящее время проводятся работы по возможному созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса, однако окончательное решение на этот счет еще не принято.