Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

07.08.2012 (12:47)

Борис Лукичев: "Для всех без исключения военнослужащих священник должен быть высшим нравственным примером".

В настоящее время продолжается начатое в 2009 году формирование органов по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. В составе Главного управления по работе с личным составом ВС РФ создано управление по работе с верующими военнослужащими, основной задачей которого является реализация решения Президента Российской Федерации о возрождении института армейского и флотского духовенства. О специфике работы военного священника, характере взаимодействия Церкви и армии и многом другом мы беседуем с начальником управления Борисом Михайловичем Лукичёвым.

- Борис Михайлович, расскажите, пожалуйста, какова структура вашего управления, чем оно занимается в настоящее время и на какой стадии находится реализация решения Президента о возрождении в Вооруженных Силах института военного духовенства?
Б.М. Лукичев
Президент Российской Федерации 21 июля 2009 г. принял решение о создании в Вооруженных Силах России института военного духовенства. Это решение было инициировано коллективным обращением членов Межрелигиозного совета России, которое подписали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, муфтий, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, муфтий, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, главный раввин, председатель Федерации еврейских общин России Берл Лазар, Пандито хамбо лама, глава Буддийской традиционной сангхи России Д.Б.Аюшеев.

Это событие стало закономерным следствием развития государственно-церковных отношений на основе современного законодательства. Кроме того к принятию такого решения побуждала также и реальная обстановка в Вооруженных Силах России. Опрос, проведенный летом 2011 г. Научно-исследовательским (социологическим) центром МО РФ показал, что около 70% от числа всего личного состава - верующие люди. Все они граждане России, имеющие право на свободное исповедание своей веры и удовлетворение религиозных потребностей. Таким образом, решение главы государства создало условия для обеспечения конституционных прав военнослужащих. Важно также, что традиционные религиозные объединения России, обладая мощным духовным потенциалом, могут содействовать и уже два десятка лет содействуют духовному просвещению военнослужащих, привнесению нравственного измерения в жизнь воинских коллективов.

Создание института военного духовенства является органической частью процесса формирования нового облика армии и флота России. Хотя в известном смысле это возрождение в новом качестве того института, который много веков вплоть до революции 1917 года эффективно работал в воинских формированиях Российской империи.

На начальном этапе формирование структуры органов по работе с верующими военнослужащими вопрос во многом административный. Кроме управления по работе с верующими военнослужащими, которое я возглавляю, в военных округах в составе управлений по работе с личным составом сформированы отделения, в штат которых помимо начальника - гражданского лица - входят три священнослужителя. Начальники отделений в округах это, как правило, офицеры запаса воспитательных структур, имеющие опыт взаимодействия с общественными и религиозными организациями. В ЗВО начальник отделения Букин Юрий Валентинович, в ЦВО – Агафонов Игорь Викторович, в ЮВО – Очкин Геннадий Анатольевич и в ВВО – Бечин Леонид Анатольевич. Завершает структуру тактический уровень - помощники командиров соединений, начальников вузов по работе с верующими военнослужащими.

Следует отметить, что в первую очередь комплектуются должности в российских военных базах за рубежом. Военнослужащие там находятся в сложных условиях, вдали от Родины, поэтому помощь священнослужителей там наиболее востребована. В военных базах за рубежом назначены следующие штатные военные священники: протоиерей Александр Бондаренко (Севастополь), который был первым в министерстве назначенцем, иерей Александр Терпугов (Абхазия), архимандрит Андрей Вац (Армения), иерей Роман Чебоненко (Таджикистан) и иерей Андрей Зизо (Южная Осетия).

- Сколько сейчас в Вооруженных Силах верующих военнослужащих? Среди каких категорий (военнослужащие по призыву, рядовые и сержанты по контракту, офицеры) верующих больше? Верующих какой из традиционных религиозных объединений России в армии и на флоте больше всего?

По данным Научно-исследовательского центра (социологического) Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время уровень религиозности военнослужащих в Вооруженных Силах имеет стабильную тенденцию роста.
Так, если в 2010 г. 64% опрошенных военнослужащих считали себя верующими, около 13% неверующими, и 23% опрошенных затруднились ответить, то в 2011 г. распределение военнослужащих по указанным категориям выглядит следующим образом - 69%, 21% и 10% соответственно.

При этом из числа верующих 76% военнослужащих соотносят себя с православием, около 10% - с исламом. Остальные деноминации представлены в пределах 1 - 2%. Такое соотношение верующих с незначительными колебаниями характерно для всех категорий военнослужащих по призыву, по контракту, не зависимо от воинского звания.

Следует отметить, что российская армия, являясь по своей сути «православным воинством», в настоящее время не стала местом соперничества различных религиозных объединений, конфликтов именно на почве религиозной неприязни в воинских коллективах не отмечено.

- Достаточное ли количество православных священников и имамов? Какова штатная численность военного духовенства, сколько сейчас военных священников в войсках по списку? Сколько, по вашему мнению, должно быть на тысячу верующих военнослужащих?

С самого начала Президентом Российской Федерации было определено, что священнослужители будут назначаться не по количеству верующих, а в конкретные соединения, базы и ВУЗы в случае если военнослужащие одного вероисповедания составляют не менее 10% от всего личного состава. При этом выбор вероисповедания священнослужителя зависит от того какую веру исповедуют большинство военнослужащих.

Всего в Вооруженных Силах введено 242 должности помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими, на которые назначаются только священнослужители традиционных религиозных объединений России. Интересно заметить, что в 1812 году в Русской армии, воевавшей против Наполеона, также было около 240 священнослужителей.

В настоящее время назначено 22 священнослужителя из них 21 – православный и 1 мусульманин в составе отделения ЮВО – имам-хатыб Синдикаев Ильдар Карибуллаевич.

- Кто сейчас становится войсковым священником? Что он должны знать и уметь, как осуществляется доподготовка военного духовенства?

Недостатка в кандидатах у нас нет. В настоящее время к назначению на должности помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими представлено 135 кандидатов, из них от Русской православной церкви - 131 кандидат, от Центрального духовного управления мусульман России – 2 кандидата, от Буддийской традиционной сангхи России - 2 кандидата.

В утвержденном Министром обороны Положении по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации сформулированы к ним профессиональные требования.

Должностные лица органов по работе с верующими военнослужащими должны:

- быть гражданами Российской Федерации;
- не иметь двойного гражданства;
- не иметь судимости;
- иметь уровень государственного образования не ниже среднего (полного) общего образования;
- иметь рекомендацию от соответствующего религиозного объединения;
- иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.

При назначении на руководящую должность должностные лица органов по работе с верующими военнослужащими должны иметь опыт служения в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет.

Назначенные на соответствующие должности, должны пройти специальную подготовку по вопросам военной службы в порядке и на условиях, установленных в Минобороны России.

Личный опыт воинской службы также играет в работе военного священника существенную роль, поскольку ему не требуется много времени для адаптации в коллективе, он владеет терминологией, знаком со спецификой службы и т.д.

Министерство обороны Российской Федерации весьма ответственно относится к этому поручению главы государства. Требования к объективным данным на кандидатов, их профессиональной квалификации и даже наличию житейского опыта очень высокие. Священник должен уметь эффективно работать с командиром, офицерами, солдатами и матросами, членами семей военнослужащих, гражданским персоналом.

Из числа назначенных священников РПЦ белого духовенства – 17 человек, черного духовенства (монахов) – 4, в том числе: архимандрит - 1, игумен – 2, иеромонах – 1, протоиерей – 4, иерей – 13. Таким образом, 21 человека.

Возраст назначенных священнослужителей – от 29 до 65 лет, средний возраст – 44,5 года.

Имеют государственное образование: высшее – 18 человек, среднее – 3. Все они имеют и богословское образование.

По наличию опыта работы с военнослужащими разброс от 1 года до 15 лет, в среднем - 7,7 лет.

Опыт служения в соответствующем религиозном объединении (в священническом сане) – от 1 до 21 года, в среднем 10,2 года.

Большинство имеют значительный опыт военной службы:

– 11 чел. – офицеры запаса (из них 5 чел. – старшие офицеры запаса, со средней выслугой 16,5 лет),
- 1 чел. – служба по призыву и контракту (5 лет);
- 6 чел. – служба по призыву (2 года);
- 3 чел. – не служили в Вооруженных Силах, но имеют опыт работы с военнослужащими.

С целью профессиональной доподготовки штатных священнослужителей и обмена опытом за период с ноября 2011 г. по май 2012 г. проведены учебно-методические сборы в Ростове-на-Дону, Москве и Санкт-Петербурге. В частности в ходе последнего десятидневного сбора, который прошел в мае текущего года в северной столице, штатные войсковые священнослужители прошли специальную подготовку по вопросам военной службы, ознакомились с современным этапом строительства Вооруженных Сил. Для них были организованы показные и инструктивно-методические занятия по общественно-государственной, боевой и физической подготовке. Прошли практические занятия по основам организации караульной службы, по обустройству полевого храма и содержанию работы священнослужителя во время учений. Особое внимание уделялось военно-медицинской подготовке. Слушатели освоили основы оказания первой медицинской помощи.

В дальнейшем доподготовку планируется проводить регулярно по мере укомплектования должностей на базе одного из ВУЗов Минобороны России.



- Какова специфика работы военного священника?

Работу священника в соединении условно можно разделить на две составляющих. Во-первых, это его богослужебная деятельность, которая регламентируется внутрицерковными, установлениями.

Во-вторых, это участие священника, как помощника командира в воспитательной, просветительской, иной общественной и социальной работе. Эта сфера деятельности должна быть плотно встроена в армейскую жизнь. Поэтому, священник должен планировать свою деятельность совместно с командиром и с его помощником по работе с личным составом с учетом плана боевой подготовки. Командование знает, какие духовно-психологические проблемы существуют в армейском (флотском) коллективе, где неладно с воинской дисциплиной, возникли острые отношения между военнослужащими, где нужна помощь молодым офицерам в их становлении, есть потребность поддержать мир в семьях военнослужащих и в соответствии с этим ставит задачи помощнику по работе с верующими военнослужащими.

Формы работы военного священника могут быть самыми разными, они известны. Главное, чтобы они служили выполнению тех задач в области воспитания, нравственного и духовного просвещения военнослужащих, которые они определили вместе с командиром.

В мирное время деятельность помощников командиров по работе с верующими военнослужащими (далее – помощник командира) по своему содержанию – это основанная на многовековом опыте служба по удовлетворению духовных потребностей личного состава, духовному обеспечению его морально-психологического состояния.

Для полного и качественного выполнения своих обязанностей войсковому и флотскому священнослужителю помимо прочих известных профессиональных и нравственных качеств должно быть присуще качество универсализма, основанное на веротерпимости. Универсализм помощника командира заключается в его способности и умении компетентно и тактично работать с военнослужащими различных вероисповеданий, уважая их религиозный выбор и помогая им реализовать конституционное право исповедовать свою религию.

Для того чтобы не возникало разделение людей по религиозному признаку, помощник командира обязан предотвращать проявления прозелитизма и дискриминации по отношению к военнослужащим различного вероисповедания. Более того, он должен организовывать информирование всего коллектива об особенностях различных культур и религий, разъяснять их значимость и ценность. В качестве примера такого подхода можно привести организацию православными священниками Центрального военного округа в преддверии празднования Рождества Христова, когда для христиан подготовлены праздничные мероприятия, для военнослужащих, исповедующих ислам накануне в пятницу - посещение Екатеринбургской мечети, где солдат встретили с большим гостеприимством и радушием.

Для всех без исключения военнослужащих (верующих и не верующих) священник должен быть высшим, причем действующим, нравственным примером. Поэтому в своей духовно-просветительской работе он обязан «не снижать планку», то есть стремиться вести за собой, повышать духовный опыт «пасомых».

В обязанности помощника командира входит проведение занятий по общественно-государственной подготовке соответствующей тематики со всем личным составом, вне зависимости от вероисповедания. Такие занятия - не религиозная проповедь, они призваны помочь военнослужащим разобраться в значимых этических вопросах окружающего мира и, особенно, его личной ответственности по отношению к себе, к сослуживцам, к обществу и к государству.

В этот начальный период священнослужитель кажется в некотором роде чужеродным в воинском коллективе. Поэтому именно ему самому необходимо преодолевать этот психологический барьер, для чего надо деятельно присутствовать на рабочих совещаниях проводимых командованием, участвовать во всей полноте армейской жизни проявлять инициативу, старание и настойчивость в сочетании с тактичностью. Так действует, например, помощник командира военной базы в Абхазии иерей Александр Терпугов. Который, кстати говоря, отметил, что в присутствии священнослужителя некоторые несдержанные на язык отцы-командиры уже не «дерзают» использовать ненормативную лексику.

Участвуя в учениях, полевых выходах, в морских походах священнослужитель может конкретно продемонстрировать востребованность своей работы в особых условиях и тем самым формировать доверие к себе и уважение к своему делу. Он должен хорошо знать, чем живет воинский коллектив, вникать в заботы, нужды, переживания каждого из его членов и стараться помогать. При этом пастырь должен так строить свою работу, чтобы человек, решая ту или иную нравственную проблему, услышал голос своей совести. Помощник командира в каждом подопечном должен видеть не просто должностное лицо, а прежде всего человека и заботиться о нем как таковом. При этом не следует забывать о том, что и командиры, которые испытывают значительные нагрузки и облечены высокой ответственностью, могут нуждаться в добром совете и духовной помощи священнослужителя.

Успех становления священнослужителя как эффективного и помощника командира (начальника) не возможен без налаживания конструктивного взаимодействия с офицерами по работе с личным составом, без тесного контакта с военно-медицинскими учреждениями, военными психологами, с юрисконсультами и социальными работниками. Сложная задача встраивания мероприятий, проводимых священнослужителем в распорядок дня и в расписание занятий, окажется вполне выполнимой, если содержание эти мероприятия будут хорошо продуманными и организованными, а их содержание полезным и интересным.



- Можно ли сейчас говорить о конкретных результатах деятельности военного духовенства с точки зрения влияния на состояние воинской дисциплины, формирования высоконравственных отношений в воинских коллективах? По каким критериями и кто оценивает его деятельность?

В армейской среде многое определяется конкретными результатами деятельности должностных лиц. Конечно, имеются примеры, когда можно сказать, что приход священнослужителя в какой-то мере повлиял на улучшение состояния воинской дисциплины. Так, например, в военной базе, дислоцированной в Южной Осетии, за последний год работы командования с участием иерея Андрея Зизо сократилось число происшествий и преступлений на 73%. Но это частный случай. В целом же проблема заключается в том, что не выработаны объективные критерии оценки результативности труда священнослужителей. Следует отметить при этом, что ставить в прямую зависимость количество происшествий и преступлений, совершаемых в соединении (ВУЗе) от эффективности работы священнослужителя не корректно. Основное свое влияние священник оказывает на нравственный климат в коллективе, которое количественно измерить не возможно. В связи с этим в период становления органов по работе с верующими военнослужащими в оценке деятельности помощника командира мы опираемся на поступающие к нам отзывы командования соединений, а также на динамику объективных показателей морально-психологического состояния личного состава.

- Не пересекаются ли функции священника и офицера-воспитателя? В последнее время приходится часто слышать, что, дескать, введение института военного священства вызовет массовое увольнение офицеров по воспитательной работе.

Вы правы, такие слухи ходят. Они вызваны мероприятиями по оптимизации структур по работе с личным составом. При этом некоторые должности сокращаются. Но хотел бы напомнить, что «после того» совсем не означает «вследствие того». Думать, что военный священник займет место воспитателя - это профанация самой идеи введения в Вооруженных Силах института воинского и морского духовенства. Так создается повод для недоумений, который необходимо дезавуировать. Функции священника и офицера отвечающего за работу с личным составом не исключают, и не замещают, а гармонично дополняют друг друга. Священник в данном случае вносит в эту работу нравственную составляющую, обогащает и делает более действенной всю систему работы с личным составом. Вот к чему мы стремимся. И насколько я могу судить, в большинстве своем офицеры органов по работе с личным составам прекрасно это понимают.

- Но в упомянутом вами Положении по организации работы с верующими военнослужащими в числе обязанностей священнослужителя значатся укрепление дисциплины, профилактика правонарушений...

В данном случае не следует путать общие идеологические цели и задачи, которые стоят перед командиром, воспитателем, священником, и обязанности каждой из сторон. В документах обозначены участие священника в просветительской работе и нравственном воспитании, а также ее формы в мирное и военное время. О формах в мирное время мы уже говорили.

Хотел бы также отметить, что в особый период своя специфика. В условиях ведения боевых действий ограничивается правовая свобода человека, всё подчинено общей цели. Командир принимает решение, в первую очередь исходя из задачи, которую решает соединение. Принцип единоначалия действует здесь более жестко, приказы командира выполняются беспрекословно. По опыту прошлых веков, в боевой обстановке священник должен находиться возле медицинского пункта максимально близко к передовой, оказывать помощь и поддержку раненым, совершать соответствующие богослужения и таинства, помогать преодолению последствий стрессовых ситуаций, обеспечивать достойное захоронение погибших и умерших, писать письма родственникам раненых и убитых бойцов. Большое значение имеет здесь личный пример батюшки.

- Если в части, где служит священник, имеется православное большинство и какая-то часть представителей других религий, как священнику вести себя с ними? Что делать с атеистами?

Атеист - это человек, который занимает активную богоборческую позицию. По моим наблюдениям, таких людей в армии не так много. Существенно больше тех военнослужащих, которые просто не ощущают себя верующими, не «слышат» своей веры, и то, как с ними работать, должен подсказать священнику его пастырский опыт.

То же самое можно сказать и в отношении представителей иных вероисповеданий. Ведь опытный священник может работать не только с православными, но и с мусульманами, и с буддистами. Он понимает суть проблемы, отличает суннита от шиита, знает многие суры Корана, нравственный смысл которых коррелируется с христианскими максимами. Наконец, он просто понимает душу молодого человека, может найти подход, как к верующему, так и к маловерующему сердцу. Кроме того священник должен знать в местах дислокации соединения тех священнослужителей и духовных авторитетов иных вероисповеданий, которых с пользой для дела, можно пригласить для встречи с военнослужащими. В этом смысле мы занимаем жесткую позицию только в одном: в армии не должно быть религиозной миссии и дискриминации по религиозному признаку. Мы не должны допускать попыток сделать из православного солдата мусульманина и наоборот, чтобы не создавать дополнительных напряженностей. Для нас главное - духовное просвещение, нравственное воспитание, социальная поддержка, обеспечение конституционных прав военнослужащих и обеспечение сознательной мотивации, подлинного настроя людей на выполнение воинского долга.



- Когда должна проводиться работа с военнослужащими - в служебное или во внеслужебное время? Что говорится на этот счет в разрабатываемых документах?

Здесь невозможно под одну гребенку причесать все соединения, где введены должности помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими. Например, у ракетчиков боевое дежурство перемежается: то три дня в патерне, то - четыре. У моряков вахта в морских походах меняется каждые четыре часа. Мотострелки, танкисты и саперы могут месяцами находиться в полевых условиях. Поэтому в документах мы прописываем лишь общие принципы. Но при этом командир части должен обеспечить священнику рабочее место, а также место, отведенное для богослужений. Это может быть отдельно стоящий храм или часовня, или храм, встроенный в здание части. Но такое место должно быть, а в какое время священник будет проводить свои мероприятия, он совместно с командиром решает в зависимости от конкретных обстоятельств. Главное, чтобы вся деятельность священника была закреплена в общем распорядке дня или расписании занятий, которые является для должностных лиц руководящими документами.

- Насколько я понимаю, по трудовому договору, который заключается с военным священником, служба в части является его основным местом работы.

Совершенно верно. Священник должен проводить в части основную часть своего рабочего времени. Конечно, формализма быть не должно. Командир со священником вместе должны определять время нахождения священника в расположении части и формы его работы. Это зависит от конкретных задач, которые стоят перед военнослужащими. Но, если в части есть храм, то священник основное время может находиться там, тогда и командир и все желающие будут знать, куда они могут в свободную минуту прийти, побеседовать, получить духовное утешение. В целом же, само собой разумеется, что священник будет там, где он нужнее.

Справедливости ради следует отметить, что в перспективе потребуется разработать нормативные акты, которые бы регламентировали вопросы социальной защищенности войсковых и флотских священнослужителей, особенно в период участия их в полевых выходах и т.п., материального и иного обеспечения их деятельности, некоторые организационные административные проблемы.

- Введение нового, как хорошо забытого старого института военного духовенства в Вооруженных Силах повлекло ли за собой для ваших структур новые, ранее не известные задачи?

Хотелось бы отметить новый и принципиально важный аспект деятельности органов по работе с верующими военнослужащими. Религиозная ситуация в мире и в нашей стране постоянно изменяется. Государственно-церковные отношения и межрелигиозный диалог динамично развиваются. Обстановка в этой сфере наращивается и в определенные моменты своего развития может существенно повлиять на расстановку общественно-политических сил в стране.

В связи с этим значение постоянного мониторинга религиозной ситуации среди личного состава войск (сил), в местах их дислокации (базирования) и комплексной оценки ее влияния на выполнение задач по предназначению приобретает все большую актуальность.

Такой мониторинг призваны регулярно проводить органы по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации на всех уровнях совместно с социологами и готовить, при необходимости, справки, рекомендации и предложения командованию для принятия решений.

* * *

Политическое решение руководства страны и Министерства обороны Российской Федерации о возрождении института войскового и флотского духовенства положило начало принципиально новому подходу в работе с личным составом Российской армии и флота по поддержанию и обеспечению его морально-психологического состояния. Первые шаги на этом пути совершаются не без трудностей, которые естественны во всяком новом и сложном деле. Но и первые результаты этой работы дают основание утверждать, что структура органов по работе с верующими военнослужащими будет сформирована, ее мощная нравственная сила будет всегда держать в центре своего внимания заботу о душе защитника Отечества, всемерно способствовать повышению боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Беседу вел Александр Тихонов,
газета "Красная зведа", 30.06.2012 г.

Новости по теме:

Метки:
Социальное развитие
1 2 3 4 5
-Не проголосовано-
Оцените информацию на данной странице
Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в twitter Опубликовать ВКонтакте Опубликовать в FaceBook
Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false