15.05.2012 (11:40)
Первый полет на истребителе БИ-1 с жидкостным реактивным двигателем выполнен летчиком Григорием Бахчиванджи 15 мая 1942 г.
Первый полет на ближнем истребителе БИ-1 летчик Григорий Бахчиванджи выполнил 15 мая 1942 г. Взлетная масса самолета в первом полете была ограничена 1300 кг, а двигатель отрегулирован на тягу 800 кгс. Полет продолжался 3 мин 9 с. Самописцы зафиксировали максимальную высоту полета 840 м, скорость 400 км/ч, скороподъемность 23 м/с.
Еще в 1938 г. С.П. Королев предложил идею истребителя с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД). В 1940 г. была признана необходимость создания истребителя-перехватчика с ЖРД, который бы из положения дежурства смог бы быстро настигнуть самолет противника, с ходу атаковать его и сбить мощным пушечным огнем.
С весны 1941 г. в конструкторском бюро В.Ф. Болховитинова над проектом истребителя-перехватчика с двигателем Л.С. Душкина, обещавшего скорость 800 км/ч и более, в инициативном порядке начали работать А.Я. Березняк и А.М. Исаев. Строили самолет почти без детальных чертежей, вычерчивая в натуральную величину на фанере его части, по плазам. Это облегчалось малыми размерами самолета.
15 сентября 1941 г. планер первого опытного БИ был построен и подготовлен к исследованиям в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института.
По оценке государственной комиссии, первый полет БИ доказал возможность полетов при новом принципе создания тяги и открыл новое направление в развитии авиации. Этот полет был первым в мире полетом истребителя-перехватчика с ЖРД, спроектированным для выполнения задач, присущих этому классу самолетов, и соответствующим образом вооруженным. За рубежом к маю 1942 г. летали только экспериментальные самолеты с ЖРД без вооружения («Хейнкель-176» и DFS-194 — прототип ракетного истребителя «Мессершмитт-163В» (Германия), Gloster G.40 (Англия).
На истребителе БИ было совершено 7 испытательных полетов, каждый из которых фиксировал лучшие летные показатели самолета. Шестой и седьмой полеты выполнялись Бахчиванджи на третьем опытном самолете. Задание летчику на седьмой полет, состоявшийся 27 марта 1943 г., предусматривало доведение скорости горизонтального полета самолета до 750-800 км/ч по прибору на высоте 2000 м. По наблюдениям с земли, седьмой полет, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя самолет, находившийся в горизонтальном полете, опустил нос, вошел в пикирование и под углом около 50° ударился о землю. Комиссия, расследовавшая обстоятельства катастрофы, отмечала, что еще не изучены явления, происходящие при скоростях полета порядка 800-1000 км/ч.
После гибели Григория Бахчиванджи недостроенные 30-40 самолетов БИ-ВС были уничтожены, но работы по этой теме продолжались до января 1945 г.